Ежегодно в компанию Google приходит миллион резюме. Работу получает 1 человек из 130. Для сравнения – в Гарвард поступает 1 абитуриент из 14.
Начинается собеседование с вежливых вопросов об опыте работы кандидата, тот с удовольствием делится своими успехами. Интервьюер, не глядя на соискателя, что-то печатает в ноутбуке, и вдруг произносит: «Следующий вопрос не совсем обычный. Вас уменьшили до размера монеты и поместили в блендер. Ваша первоначальная плотность сохранена. Лезвия придут в движение через 60 секунд. Ваши действия?»
Теперь интервьюер смотрит на вас, при том испытующе и с ухмылкой. Один за другим он легко отбрасывает ваши неубедительные ответы: нет, вы не можете испортить мотор блендера, и, конечно, у вас не получится связать веревку из своей одежды.
Специалисты по подбору персонала формируют мнение о человеке по первому впечатлению, после чего просто убеждают себя, что вынесли суждение, исходя из целой беседы.
Компания предпочитает не распространяться о способах проведения своих собеседований, но среди мечтающих там работать, популярен своего рода самиздат. Вопрос с блендером один из тех, через которые пришлось пройти многим попытавшим счастье в Google.
Специалисты по подбору персонала компании отмечают, что не ищут самых умных, сообразительных или самых технически одаренных. Они ищут тех, кто будет лучше всего соответствовать духу Google.
В 2009 году по данным Министерства труда США на одну вакансию приходилось 6 соискателей, и это значит, что даже не самые привлекательные на рынке труда компании сталкиваются с проблемой выбора среди множества квалифицированных кандидатов, а к актуальным ныне головоломкам и провокационным загадкам на первом этапе собеседований теперь вынуждены прибегать не только модные стартапы из Силиконовой долины, но и крупнейшие консервативные компании вроде Johnson & Johnson и Bank of America.
Списки оригинальных вопросов собеседований ежегодно составляет сайт Glassdoor.com. Среди самых популярных: «Каким бы супергероем вы стали?», «Какой цвет лучше всего характеризует вас как личность?», «Какое вы животное?» Также работодатель может поинтересоваться курсом акций, последней прочитанной вами статьей в Financial Times или количеством знаков после запятой в числе пи. Интернет-магазин Zappos, к примеру, просит соискателей оценить степень собственной странности по 10-бальной шкале.
Несмотря на то, что некоторые нововведения в политике приема на работу могут показаться эксцентричными, необходимость в новой стратегии интервьюирования соискателей очевидна. Еще в 1992 г. исследователи Налини Эмбеди и Роберт Розенталь из Гарварда доказали несостоятельность традиционных интервью.
В рамках эксперимента они показали испытуемым 10-секундные ролики с собеседованиями, проводимыми при приеме на работу. Мнение участников эксперимента о соискателе почти полностью совпало с мнением непосредственного интервьюера, общавшегося с соискателем гораздо дольше. Вывод - специалисты по подбору персонала формируют мнение о человеке по первому впечатлению, после чего просто убеждают себя, что вынесли суждение, исходя из целой беседы.
По-новому подходить к общению с соискателем пытались еще во время Второй мировой войны. Было обнаружено, к примеру, что многообещающего пилота можно легко выявить, задав простой вопрос: «Вы когда-нибудь конструировали летающую модель самолета? Появившиеся в 1950-е первые компьютеры ввели моду на логические головоломки как способ определить склонность человека к нестандартному мышлению.
Ответить на вопрос с блендером можно по-разному. Самые популярные решения: лечь вниз под лезвия, прижаться к стенке или забраться на лезвие, расположив центр тяжести по прямой оси. Но самый правильный ответ - выпрыгнуть. Подсказка заложена в самом вопросе - плотность. Можно вспомнить физику – если тело в 10 раз уменьшить, мышцы ослабнут в 100 раз, но и вес тела уменьшится в 1000 раз. Справиться с гравитацией и подняться в воздух маленькому существу гораздо легче, а значит легче ему и попросту выпрыгнуть из блендера.
Раньше компанию Google также интересовали факты из биографии соискателей, вроде «Вы когда-нибудь собирали компьютер из конструктора?». Но сейчас здесь предпочитают иной подход: «Разработайте план эвакуации Сан-Франциско», «Опишите цыпленка языком программирования», «Какое уравнение самое красивое? Обоснуйте свой выбор». Правильного ответа не существует.
Перевод осуществлен с сайта http://online.wsj.com