Возникало ли у вас когда-нибудь ощущение, что ваш браузер знает о вас слишком много? Он в курсе того, что вы ищете в поисковике, какие сайты посещаете, какой сериал смотрите, кто окружает вас и что вы предпочитаете есть на завтрак. Возможно, в скором времени поисковые системы будут отвечать на вопросы еще до того, как пользователь задаст их. Лаура Дорнхайм, директор по коммуникациям немецкого ИТ-разработчика eyeo, рассказывает, что важно знать интернет-пользователю, чтобы остановить онлайн-слежку и защитить свою частную жизнь в сети.
Как собираются данные
Согласитесь, большую часть данных мы загружаем в Сеть сами: выкладываем фотографии, отмечаем геолокацию, пишем посты, ставим лайки, проходим различные тесты и т.д. Но мало кто из нас задумывается о том, что, помимо этого, информация открыто собирается с помощью парсеров — специальных автоматизированных систем, которые агрегируют данные о передвижениях человека в сети. Активнее всего парсинг применяется в онлайн-магазинах. Анализ пользовательских данных дает компаниям широкий спектр информации: от бывшего места работы до марки автомобиля.
Не секрет, что, в первую очередь, в данных пользователей заинтересованы рекламодатели и рекламные агентства. Информация о человеке перед монитором позволяет поисковикам и сайтам персонализировать выдачу, предугадывая его желания. Этот феномен получил название «пузырь фильтров»: пользователь видит только то, что согласуется с его предпочтениями. Например, вы часто гуглите информацию об «Игре престолов» и заходите на ресурсы, где его можно посмотреть онлайн, прочесть интересные факты о съемках и пр. Тогда запрашивая в поисковой строке «Как я встретил вашу маму», вы первым делом увидите те же сайты, на которых смотрели предыдущий сериал.
Какие именно данные пользователей собираются
-
Геолокация. Первое и самое важное, что отслеживается поисковиками, — это ваше местоположение.
-
История поиска и действий в интернете. Поисковые системы хранят не только ваши запросы, но и список статей или фильмов, что вы посмотрели, профили людей в социальных сетях, которые вы посещали и т.д. Заметим, что Google открыто рассказывает, какие данные он собирает для разных сервисов, и дает возможность пользователям отказаться от сбора этих данных.
-
Поведение в социальных сетях. Каждый раз, когда вы ставите «лайк» или оставляете комментарии в соцсетях, вы отдаете информацию о своих онлайн-перемещениях и IP-адресе.
-
Голосовые запросы. Если вы хоть раз пользовались фразой «Окей, Google» или общались с «Алисой», то ваши команды для управления смартфоном уже сохранены на серверах корпораций.
-
Содержание писем. В таких сервисах, как GMail или «Яндекс.Почта», встроена система, позволяющая автоматически отслеживать содержание писем. И, если вы напишете своему другу письмо о покупке нового автомобиля, вскоре вы увидите контекстную рекламу, посвященную этой теме. Возможно, даже тот самый автомобиль, о котором вы писали.
-
Данные с агрегаторов. У поисковых систем есть свои сервисы-агрегаторы с той или иной специализацией («Яндекс.Погода», «Яндекс.Афиша», «Яндекс.Такси» и т.д.) Они собирают данные в каждой области, выделяя предпочтения пользователей, чтобы учитывать эти данные при дальнейшей работе.
Как себя защитить
Абсолютной анонимности нет нигде. Но свое пребывание в Сети как минимум можно обезопасить. Есть целый ряд способов для предотвращения сбора личных данных.
-
Приучить себя не выкладывать всю подробную информацию о себе в интернет, избегать ввода личных данных на различных ресурсах, особенно, если вы посещаете их впервые.
-
Установить блокировщик рекламы. Он фильтрует навязчивую рекламу, оставляя лишь полезные объявления.
-
Отключить сбор информации в поисковиках. Посмотрите, какие именно данные система собрала, и уберите то, что вас насторожило. Перейдя по ссылке, укажите период, выберите сервисы и смело нажимайте на кнопку удаления.
-
Перейти на поисковики, которые не собирают информацию.
Материал подготовлен при информационной поддержке специалистов eyeo
Фото: pixabay.com