Возникало ли у вас когда-нибудь ощущение, что ваш браузер знает о вас слишком много? Он в курсе того, что вы ищете в поисковике, какие сайты посещаете, какой сериал смотрите, кто окружает вас и что вы предпочитаете есть на завтрак. Возможно, в скором времени поисковые системы будут отвечать на вопросы еще до того, как пользователь задаст их. Лаура Дорнхайм, директор по коммуникациям немецкого ИТ-разработчика eyeo, рассказывает, что важно знать интернет-пользователю, чтобы остановить онлайн-слежку и защитить свою частную жизнь в сети. 

Как собираются данные

Согласитесь, большую часть данных мы загружаем в Сеть сами: выкладываем фотографии, отмечаем геолокацию, пишем посты, ставим лайки, проходим различные тесты и т.д. Но мало кто из нас задумывается о том, что, помимо этого, информация открыто собирается с помощью парсеров — специальных автоматизированных систем, которые агрегируют данные о передвижениях человека в сети. Активнее всего парсинг применяется в онлайн-магазинах. Анализ пользовательских данных дает компаниям широкий спектр информации: от бывшего места работы до марки автомобиля. 

Не секрет, что, в первую очередь, в данных пользователей заинтересованы рекламодатели и рекламные агентства. Информация о человеке перед монитором позволяет поисковикам и сайтам персонализировать выдачу, предугадывая его желания. Этот феномен получил название «пузырь фильтров»: пользователь видит только то, что согласуется с его предпочтениями. Например, вы часто гуглите информацию об «Игре престолов» и заходите на ресурсы, где его можно посмотреть онлайн, прочесть интересные факты о съемках и пр. Тогда запрашивая в поисковой строке «Как я встретил вашу маму», вы первым делом увидите те же сайты, на которых смотрели предыдущий сериал.

Какие именно данные пользователей собираются

  • Геолокация. Первое и самое важное, что отслеживается поисковиками, — это ваше местоположение. 

  • История поиска и действий в интернете. Поисковые системы хранят не только ваши запросы, но и список статей или фильмов, что вы посмотрели, профили людей в социальных сетях, которые вы посещали и т.д. Заметим, что Google открыто рассказывает, какие данные он собирает для разных сервисов, и дает возможность пользователям отказаться от сбора этих данных. 

  • Поведение в социальных сетях. Каждый раз, когда вы ставите «лайк» или оставляете комментарии в соцсетях, вы отдаете информацию о своих онлайн-перемещениях и IP-адресе.

  • Голосовые запросы. Если вы хоть раз пользовались фразой «Окей, Google» или общались с «Алисой», то ваши команды для управления смартфоном уже сохранены на серверах корпораций.

  • Содержание писем. В таких сервисах, как GMail или «Яндекс.Почта», встроена система, позволяющая автоматически отслеживать содержание писем. И, если вы напишете своему другу письмо о покупке нового автомобиля, вскоре вы увидите контекстную рекламу, посвященную этой теме. Возможно, даже тот самый автомобиль, о котором вы писали.

  • Данные с агрегаторов. У поисковых систем есть свои сервисы-агрегаторы с той или иной специализацией («Яндекс.Погода», «Яндекс.Афиша», «Яндекс.Такси» и т.д.) Они собирают данные в каждой области, выделяя предпочтения пользователей, чтобы учитывать эти данные при дальнейшей работе.  

Как себя защитить

Абсолютной анонимности нет нигде. Но свое пребывание в Сети как минимум можно обезопасить. Есть целый ряд способов для предотвращения сбора личных данных. 

  • Приучить себя не выкладывать всю подробную информацию о себе в интернет, избегать ввода личных данных на различных ресурсах, особенно, если вы посещаете их впервые. 

  • Установить блокировщик рекламы. Он фильтрует навязчивую рекламу, оставляя лишь полезные объявления. 

  • Отключить сбор информации в поисковиках. Посмотрите, какие именно данные система собрала, и уберите то, что вас насторожило. Перейдя по ссылке, укажите период, выберите сервисы и смело нажимайте на кнопку удаления.  

  • Перейти на поисковики, которые не собирают информацию. 

Материал подготовлен при информационной поддержке специалистов eyeo
Фото: pixabay.com

Комментарии

Пока нет ни одного комментария

Оставить комментарий

Вы можете (в том числе через социальные сети) или оставить комментарий как гость.

Комментарии проверяются модератором. Их появление на сайте может занять некоторое время.

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения