С подобными вопросами человек на протяжении всей своей жизни сталкивается постоянно. Для начала поясним, что внутриличностный конфликт – это сложный психический процесс во внутреннем мире человека, при котором его разрывают противоречивые мотивы и цели, появляется путаница в приоритетах и ценностях.
В своем развитии мы проходим определенные стадии, а конфликты являются важной их составляющей. По тому, как человек переживает внутриличностный конфликт, как справляется с конфликтной ситуацией, какой опыт приобретает в результате, можно судить о его психике.
Если в жизни отсутствует какая-либо внутренняя борьба, то можно предположить, что человек не живет. Даже те люди, которые придерживаются одного стиля поведения и стремятся к одной основной цели в жизни, не могут жить по застывшей шкале ценностей и стремлений.
Все знают о детских кризисах: «кризис одного года», «кризис трех лет», а также о «кризисе переходного возраста», о «кризисе среднего возраста». Психологи часто рассказывают о явлении, носящем название «синдром опустевшего гнезда» — это тоже кризис. Что в основе всех этих и других, не упомянутых в этой статье, кризисах?
В основе – внутриличностный конфликт.
Он может возникнуть:
- как противоречие между потребностями личности и требованиями социума;
- как противоречие мотивов и потребностей;
- как противоречие социальных ролей;
- как противоречие социальных ценностей и норм.
У такого конфликта есть определенные показатели:
1. снижение самооценки, ощущение психологического тупика, невозможность согласовать свои действия, сомнения в истинности мотивов и принципов, которым раньше без проблем следовали;
2. эмоциональное напряжение, частые переживания;
3. ухудшение качества деятельности и продуктивности;
4. ежедневный стресс.
Несмотря на индивидуальный характер переживания внутриличностного конфликта, можно выделить общие признаки и свойства.
Существует немало классификаций и типологий, определяющих стадии развития человека. Одна из таких классификаций входит в теорию Эрика Эриксона — он утверждал, что развитие человека продолжается всю жизнь и происходит стадийно: каждая из стадий развития отмечается специфичным для неё конфликтом, благоприятное разрешение которого приводит к переходу на новый этап:
1. |
0-1 год |
конфликт между доверием и недоверием |
2. |
1-3 года |
конфликт между автономией и сомнением |
3. |
3-6 лет |
конфликт между инициативой и чувством вины |
4. |
6-12 лет |
конфликт между творчеством и комплексом неполноценности |
5. |
12-19 лет |
конфликт между самоопределнием и смешением ролей |
6. |
20-25 лет |
конфликт между близостью и одиночеством (изоляцией) |
7. |
26-64 года |
конфликт производительности (творчества) и застоя |
8. |
c 65 лет |
конфликт цельности (интеграции) и безнадежности (отчаяния) |
Если не произошло благоприятного разрешения, внутриличностный конфликт перерождается в деструктивный, и человек «застревает» на определенной стадии. Другими словами, он переходит на другой возрастной этап с проблемами прошлого этапа. Таким образом, его психическое развитие останавливается, механизм адекватной самооценки нарушается, и он может совершенно потеряться в смыслах существования. А это чревато серьезными последствиями: от тяжелых переживаний, вызывающих стрессы, и приводящих к неврозам и депрессиям, до крайней формы — суицида.
Каждый человек в зависимости от своего темперамента и других особенностей характера выбирает стратегию выхода из таких ситуаций, поэтому ориентироваться на других не стоит. Помните, что внутриличностный конфликт является штатной естественной ситуацией для мыслящей личности и вполне допустимым состоянием здоровой психики. Еще великий философ Иммануил Кант говорил, что не может быть высоко моральным человек, у которого всегда спокойная совесть и нет сомнений.