Дни проходят один за другим, выходные слипаются в мутную кашу, вы перекладываете бумажки, проклиная ненавистную генетику: вот бы родиться вундеркиндом! Тогда и начальник был бы подобрее, и девушка — посговорчивее, и вообще красная ковровая дорожка на выходе из материнской утробы еще никому не мешала. Что на самом деле необходимо людям для того, чтобы стать успешными в этой жизни? Пособие для детей и родителей от нашей человеколюбивой редакции.
Имя британки малазийского происхождения Суфии Юсоф впервые попало в заголовки газет еще в 1997 году. Для этого девушке достаточно было поступить в Оксфорд и начать изучать математику. В 13 лет. Однако вместо ожидаемых премий, открытий и прочей академической суеты случилось другое: девушка сначала сбежала из университета, а еще через несколько лет шокировала общественность тем, что обрела счастье в работе проституткой. «У меня нет сожалений по этому поводу», — категорично заявила девушка-самородок. Благополучно проработав некоторое время девушкой по вызову, Суфия сменила сферу деятельности, став социальным работником. По назначению свой выдающийся мозг она так никогда больше и не использовала.
Другой гений — поступившая в Оксфорд в 11 лет Рут Лоуренс, сейчас живет в Израиле и крайне скептически относится к попыткам родителей воспитать из своих детей уникумов. Сама она настаивает на том, чтобы ее отпрыски росли и развивались «естественным образом». Эндрю Хеллибертон, еще один ребенок с выдающимися математическими способностями, закончил среднюю школу в 8 лет. Однако в университет он пошел, как и большинство ровесников, в 23 года, после того как успел поработать в «Макдоналдсе».
Коэффициент интеллекта эксцентричного вундеркинда Уильяма Сайдиса оценивался в промежутке от 250 до 300 пунктов (среднее значение IQ человека — около 100 пунктов) — это наивысший зарегистрированный IQ в истории. В возрасте 18 месяцев он смог прочесть газету The New York Times, в 6 лет Уильям стал атеистом, а до своего восьмилетия написал четыре книги. Однако Сайдис был крайне социально пассивен. В юном возрасте он решил отказаться от секса и посвятить жизнь интеллектуальному развитию. Его интересы проявлялись в довольно экзотических формах. Он написал исследование по альтернативной истории США и даже разработал собственную квазилиберальную теорию. Всю взрослую жизнь Сайдис занимал должность простого бухгалтера, носил традиционную сельскую одежду и увольнялся, как только обнаруживалась его гениальность, предпочитая «не высовываться». Неудивительно, что некоторые критики используют биографию «самого умного человека в истории» как наиболее показательный пример того, что вундеркинды рискуют не достичь успеха в зрелом возрасте.
Список можно продолжать бесконечно, вплоть до Тедди Качински, блиставшего в юном возрасте математическими и инженерными талантами и выросшего в одного из самых знаменитых террористов современности — Унабомбера.
К сожалению, ни коэффициент интеллекта, ни одаренность в юном возрасте не являются гарантами успешности и востребованности человека во взрослой жизни.
В самом деле, странно ожидать, что победитель в мировом соревновании по вычислению квадратных корней в уме (бывают и такие) станет за счет этого успешным бизнесменом или даже выдающимся ученым.
Профессор Джоан Фримэн, длительное время наблюдавшая за двумя сотнями вундеркиндов, в своей книге «Одаренная жизнь отметила, что из 210 талантливых подопытных только шестеро, став взрослыми, развили свои способности в нечто заслуживающее внимания, а остальные запомнились только лишь как розовощекие карапузы, которые в свое время могли запомнить больше 600 маршрутов лондонских автобусов.
Проблему очень хорошо описывает видный американский специалист по искусственному интеллекту Элиезер Юдковски, написавший прекрасное пособие по бытовой логике в форме фанфика «Гарри Поттер и методы рационального мышления». «Гарри знал, что он не единственный. Он встречал и других гениев на олимпиадах по математике. И чаще всего с треском проигрывал своим соперникам, которые наверняка целыми днями решали математические задачи, никогда не читали научную фантастику и которые сгорят от своей науки до пубертатного возраста и ничего не добьются в жизни, потому что будут использовать известные подходы вместо того, чтобы научиться мыслить творчески».
Польза творческого подхода, не использующего уже существующие строгие алгоритмы решения задач, знакома Юдковски не понаслышке. Сам он официально не получил никакого образования, однако добился при этом не только жизненного успеха, но и признания в академической среде. Суть состоит не в утверждении истины, а в помощи собеседнику, чтобы тот открыл ее самостоятельно. Сократ был убежден, что наводящие вопросы могут привести отвечающего к формулированию нового знания.
Современное образование нередко предлагает знания, имеющие общий абстрактный характер.
Студенты и школьники часто способны решать сложные типовые задачи, совершая множество операций, однако, когда им приходится выполнять элементарное, но нестандартное задание, они впадают в ступор.
Исследования Технологического института Карнеги показывают, что финансовый успех на 85% зависит от навыков «социальной инженерии» — способности коммуницировать, договариваться и руководить.
Так что вместо того, чтобы зацикливаться на собственном интеллекте и образованности, стоит заняться развитием «эмоционального интеллекта». Способность управлять своими эмоциями, адекватно оценивать эмоции окружающих, умение прощать, быть ответственным, демонстрировать симпатию действительно важны для человека — эволюционно существующего как социальное животное.
Не менее важным фактором достижения успеха является поддержанием своего тела в красоте и порядке, а также мотивация, пусть и звучит это банально, как тезис Пауло Коэльо.
Замотивированные психологами дети справлялись с ним лучше, нежели те, кто проходил тест в нормальных условиях. Еще одно исследование пенсильванских психологов включало в себя наблюдение за детьми в течение 15 лет, и здесь подростки с сильной мотивацией демонстрировали более высокие результаты даже в таких вопросах, как трудоустройство или вовлеченность в правонарушения.
Все вышеупомянутые факторы, в отличие от чрезмерной детской одаренности, работают и в более зрелом возрасте, поэтому не стоит опускать руки, обнаружив себя в скучных 99 % обычных людей без каких-либо выдающихся способностей.
В конце концов, на каждого Моцарта, штампующего симфонии в пятилетнем возрасте, найдется свой Поль Сезанн, написавший лучшие работы на седьмом десятке.
Даниэль Дефо, прославившийся «Робинзоном Крузо» в 58 лет, или Альфред Хичкок, снявший знаковые картины, такие как «Психо», «Головокружение» и «В случае убийства набирайте М», уже в пенсионном возрасте; а на каждого безусого студента Оксфорда — весьма посредственный в учебе Черчилль. Для достижения успеха в жизни совершенно не обязательно обладать выдающимися талантами.
Как говорил 30-й президент США Калвин Кулидж, «ничто в этом мире не может заменить упорство. Талант не может: нет ничего более распространенного, нежели ничего не добившиеся таланты. Гений не может: недооцененный гений — практически нарицательное понятие. Образование не может: мир полон образованных отщепенцев. Только упорство и настойчивость всемогущи. Слоган „Продолжай упорствовать“ решал, решает и продолжит решать все проблемы представителей человеческой расы».