Смотреть нынче модный показ — тяжко и утомительно. Действа, конечно, много, но ощущения, что ты причастен к искусству — нет. А последние сезоны стало невозможно смотреть даже сидя в ванной с розовой пеной с шампанским в руке. Индустрия находится на глубоком эстетическом дне. Подавляющая часть модной одежды сейчас — некрасива, неудобна и абсурдна.
Возможно, это покажется вам грубым, но желание прокипятить героев нынешней моды в каком-нибудь антисептике весьма велико.
Демонстрацию одежд можно разделить на категории:
- Потрясающая и эффектная одежда. Которую никуда особо не наденешь. Ну разве что ее можно хранить в музеях кутюра.
- Настолько отталкивающая, что невольно задумываешься — смотреть ли на это лишний раз или нет. Сейчас нет марки более обсуждаемой, чем Vetements. Однако между ней и искусством моды ровно такая же разница, как между портретом кисти да Винни и акулой в формалине, где первое — это искусство, а второе — это поза. Vetements — превратилась в уродливую эстетику, которая не украсит уже никого.
Но почему вдруг так сложилось, что некрасивые вещи стали настолько популярны?
Деятели моды сами задали этот вектор: устав от красоты, они просили уродства, прославляли его, старательно упрощая свой внешний вид, выбирая асексуальных отталкивающих моделей. Стилисты, редакторы, фотографы и модели — скрупулезно выстраивали противовес всему блестящему, глянцевому, парадному и хоть немного красивому.
Многие дизайнеры искренне считали, что красота — она разная, но, как выяснилось в итоге, благими намерениями выложена дорога в универмаг «Фамилия».
Здесь сразу напрашивается параллель с музыкой — та была намного лучше, когда петь давали в том числе некрасивым людям. А вот с модой происходит обратный процесс: она правда была лучше, когда ее создавали для физически привлекательных людей.
Это может прозвучать ограниченно и грубо, но мода — территория молодых и красивых, и ведь совсем не хочется смотреть на жертв пьяного зачатия на подиуме — их и за окнами полно.
Мода пошла по пути европейского кино — занимается жизнеописанием отщепенцев. Это не хорошо и не плохо — это другая история. Проблема здесь только в одном: черное не может быть без белого. Все эти странные и интересно уродливые вещи были хороши в малой дозировке, не на лидирующих позициях. Попробуйте представить, что во всех кинотеатрах вместо разнообразия жанров и историй будут показывать только что-то типа «Географ глобус пропил», ну и какой-нибудь страшный «Класс» Ильмара Раага. Хорошо ли нам станет?
Последний показ Balenciaga настолько отчаянно плох, что это похоже на шутку, и от нее хочется бежать в слезах.
Положа руку на сердце, можно смело заявить, что мода сейчас — не территория вкуса, а скорее площадка, заполненная его отсутствием.
В той или иной степени это можно применить к любому лидирующему бренду — быть просто хорошим и понятным человеком гораздо сложнее, чем мутным и непонятным типом — поэтому все движутся по пути наименьшего сопротивления.
Эта проблема появилась не так давно — ровно когда вычурные тряпки вытеснили хороший вкус, и все силы людей, на которых смотрят, были направлены на соревнование «кто кого нелепее оденется». Красивого оказалось слишком много, «потребление» стало главным словом, и «потреблять» — приравнивалось к «жить».
Сейчас как никогда хочется баланса между принципом «быть лучше, краше, интереснее возможного» и принципом «выгляжу уродливо».
Все это напоминает маятник, который носится из угла в угол. Вот и получается, что быть модным стало до неприличия легко — достаточно просто выглядеть очень-очень-очень плохо, продуманно, подчеркнуто плохо. И такая экономия времени и сил не может не радовать.