Еще в XVI веке было сказано, что мужчине в первую очередь эротическое удовольствие приносит зрение. В США до сих пор проводятся исследования, которые подтверждают, что это так и не изменилось. Эпоха Возрождения позволила Тициану продавать европейским монархам своих красавиц с обнаженной грудью, а итальянский поэт Пьетро Аретино изобретал эксклюзивные и весьма дорогостоящие порнографические рисунки и тексты.
Буржуазный мир был в шоке, но тихонько прятал эти находки по частным коллекциям.
А эротические потребности женщин всё еще оставались вне поля зрения. Вне зависимости от объекта — груди, ягодиц, туфель или корсетов — сексуальная провокация всегда создавалась благодаря женщине, но мужчинами и для удовольствия мужчин.
Что насчет моделей, которые позировали для этих работ? Затронул ли их коммерческий успех дела? Вот, например, одна из историй, дошедшая до нас лишь благодаря упорному труду биографа:
Здесь изоборажена Викторина Мёран, которая позировала Клоду Мане для его именитых картин «Завтрак на траве» и «Олимпия».
На холстах мы видим уверенную в себе обнаженную женщину, груди которой столь же дерзкие, как и ее выражение лица. Карьера Мёран включала в себя и работу моделью, и художницей. А уже в начале восьмидесятых годов ее нашел приемный сын, погрязшей в нищете и превратившейся в обычную алкоголичку: «Только груди ее, казалось, не изменились».
Обнаженные модели этого времени активно участвовали в рекламе. Тогда уже начали печатать цветные плакаты и расклеивать их по стенам домов. И изображались на них товары никак не связанные с грудью.
Один такой плакат побуждал купить какао на одном из британских плакатов. Истинные английские леди отводили от него глаза, а один джентльмен написал, что «даже Англия, этот оплот собственности», позволила женщине пить какао так, «как будто ей больше ничего не нужно».
Велосипед также рекламировался с помощью груди. Американцы наверняка помнят девушек Гибсона в спортивных шароварах до колена и английских блузках с длинным рукавом, но европейская реклама показывала совсем других велосипедисток, для которых «движение, свобода и сексуальность» были не пустыми словами. Художник Альфонс Муха (Чехия) изобразил одну такую даму на рекламе велосипеда фирмы «Вейверли» 1898 года. Стоит ли говорить, что зрителю не удается с первого раза разглядеть велосипед. Зато сразу угадывается подтекст любовных сельских приключений.
Итальянский постер рубежа веков изображает женщину, нагнувшуюся за рюмкой ликера. Белые шары плоти недвусмысленно лежат на столе и грозят выпасть из открытой блузки. Вообще, эксплуатация женских грудей и реклама напитков была в тесной связи — зрителям намекали, что любая «жажда» будет утолена.
«Объемная грудь и маленькая рюмочка образовали практически ощутимое эротическое напряжение».
Первая половина XX века идентифицировала продажу американских фруктов с грудями. Этикетки на ящиках манили изображениями грудастых леди, а фрукты могли и не изображаться.
Этикетка для яблок «Янки Долл» демонстрирует округлые груди женщины в красной блузке, которые так и хочется съесть. Надо сказать, что многие американцы сформировали свое представление о женственности именно благодаря влиянию этих картинок и «грудей-яблок».
«Круглые дыни»
«Американская куколка, яблоки»
Эротические открытки, как и бюстгальтеры, имеют практически вековую историю. Франция в первое десятилетие XX века просто изобиловала такими открытками, которые демонстрировали женщин разной степени обнаженности, часто в руках мужчины. Облака кружева и льна не способны были скрыть напор груди. Иногда на открытках были запечатлены группы женщин, и тогда угадывался явный лесбийский контекст. Не стоит путать эти изображения с открытками конца XX века — те были уже практически неприличные, а начало века показывало сентиментальные, игриво-нежные и трогательные образы. Это мягкое эротическое сияние оставляло достаточно место воображению, за что им, конечно, больше спасибо.
А вот американская открытка конца XX века, показывающая белокурую американку, на которой только нижняя часть купальника и сантиметр в руках. Надпись гласит: «Я соответствую?», имея в виду мерило красоты, уже успешно навязанное целому поколению американских женщин.