Сегодня знаменитому французскому модельеру исполнилось бы 80 лет.
Став самым молодом управляющим в истории модных домов, он никогда не скрывал своих пристрастий к алкоголю, наркотикам и мужчинам. Но женщин он невероятно боготворил. И понимал. Среди его верных друзей была, например, сама Катрин Денев. Музами, последовавшие за ним через всю жизнь, стали невероятно разные женщины: женственная Лулу де ля Фалез — с глазами на пол-лица и нежными кудряшками и андрогинная Бетти Катру — с бесконечно длинными ногами и сухими прямыми волосами. Для одной он создавал свои знаменитые куртки-сафари, для другой — цыганские платья.
В начале карьеры Лорана призвали в армию — началась война в Алжире. Но чувствительная натура модельера не перенесла ужасы колониального фронта, и он попадает в психиатрическую клинику с серьезным нервным срывом, долгое время оставаясь на лекарствах и транквилизаторах. Хотя про Сен-Лорана говорили, что он и вовсе «родился с нервным срывом». Всю жизнь он сражался с депрессией, склонностью к суициду и пристрастием к наркотикам.
Когда ему исполнилось 60 лет, он почувствовал, что былого энтузиазма нет и ушел из мира моды. В 2008-м его не стало.
Накинув смокинги на плечи Катрин Денев и Лайзы Миннелли, Сен-Лоран вскоре искупил вину перед мужчинами, одев женщин в прозрачные блузки и платья. Лоран первым расширил рамки женского гардероба: в модном арсенале дам появились брючные костюмы, кожаные пиджаки, высокие сапоги. Так дизайнер попытался придать женщинам больше уверенности в себе. И создал стиль «унисекс» — одежду, которая годится для обоих полов.
Говорят, однажды модница в брюках и смокинге из дома Ив-Сен Лорана впервые пришла в ресторан отеля «Плаза», ей указали на дверь за неправильный дресс-код. Тогда дама просто сняла брюки, на что метрдотелю уже нечего было возразить.
Сен-Лоран был большим поклонником русской культуры и всего русского. Коллекционировал Бакста, создавал наряды для Майи Плисецкой и Рудольфа Нуриева. А еще у него было три бульдога, которых звали Мужик I, Мужик II и Мужик III — так предложила их назвать Лиля Брик, с которой он был дружен.
Он был первым, кто решился нарядить в свое платье чернокожую модель и вывести ее на подиум. Сен-Лоран был убежден, что яркая одежда смотрится экзотических красавицах безупречно.
Вся 50-летняя карьера Сен-Лорана была яркой и противоречивой, как сам маэстро. Его превозносили и осуждали, а сам он прятался от посторонних за толстыми линзами своих очков в роговой оправе и снимался полностью обнаженным в рекламе собственных духов.
Красота платьев его интересовала намного больше, чем признание публики. Уединение и своих собак он ценил больше, чем шумные вечеринки и назойливых поклонников. Для него не существовало авторитетов и тенденций, но он тонко чувствовал свежий ветер хулиганистых 60-х.
Высказывания Ив Сен-Лорана:
Про великого Лорана сняли два фильма.
2013 год:
Но истинные минуты сопереживаний получились в фильме 2010 года: Ив Сен-Лоран: Сумасшедшая любовь. Это картина про славу, искусство и смерть, это красивейшее признание в любви — каждый кадр наполнен этим чувством. Здесь Лоран предстает не просто эксгибиционистом, пациентом военной психушки и любителем кокаина. Но прежде всего — последним великим художником моды, несчастным человеком, умеющим любить как никто другой.