Том Вандельбит взял дорожную ситуацию в свои руки и описал психологию мира машин в простой и понятной форме. Его книга «Трафик. Психология поведения на дорогах» была издана в 18 странах, попала в топ-лист New York Times, Washington Post и Amazоn.

Чем интересна?

Древний Рим, первый век до нашей эры: из-за слишком интенсивного движения в городе Цезарь объявил дневной запрет на проезд телег и колесниц в городе. Москва, 2013 год: грузовикам запрещено выезжать на МКАД в дневное время...

Дорожный мир открывается своей уникальной и пугающей стороной. Он настолько манит, насколько и пугает, потому что самые интересные объекты на дорогах — не машины, а люди. Вернее, их психология. Из-за чего могущество машин — развенчивается. 

Том Вандельбит играет со статистикой, интересными и неочевидными экспериментами в реальных условиях, которые снимают проблемы заторов и аварийности. Например, в некоторых европейских городах на особо опасных улицах убрали почти все знаки, стерли разметку, демонтировали ограждения между тротуаром и дорогой, в общем — дали водителям и пешеходам практически полную свободу. И пусть средняя скорость движения снизилась, но при этом аварийность чудесным образом стала заметно ниже, благодаря повышению концентрации и усиленному вниманию на таких улицах. По той же причине Швеция при переходе на правостороннее движение получила безопасные дороги на целый год, так как водители были в разы внимательнее.

Кому читать?
Вам. Потому что вы в любом случае являетесь участником дорожного движения. Даже если самый долгий путь, который вы проделываете — от дома до магазина во дворе.

Книга состоит из многих и многих «почему». Почему:

  • лучше вклиниваться в поток как можно позже;
  • почему на дорогах так много идиотов, хамов и лихачей;
  • другой ряд всегда движется как будто быстрее;
  • робота сложно научить водить;
  • водители похожи на саранчу;
  • у муравьев не бывает пробок;
  • американские женщины составляют большую часть дорожного трафика;
  • люди умудряются попадать в аварии на ровном месте...
Автомобиль наделяет нас мнимой анонимностью, подавляя факторы человечности. Это немного напоминает поведение человека в интернете, когда ему кажется, что можно спрятаться за выдуманным ником. Маленькое хамство на дороге может пройти незамеченным, и даже если водитель что-то захочет сказать, его не услышат, и поэтому люди в кабриолетах с открытым верхом отличаются меньшей агрессивностью и по статистике меньше сигналят.

Например, перед нами едет автомобиль с включенным указателем поворота – что это значит? Планирует ли водитель поворачивать или просто забыл выключить «поворотник»? К сожалению, чаще всего у нас нет возможности спросить об этом самих водителей. В результате мы раздраженно восклицаем про себя: «Да будешь ты поворачивать или нет?» Вы не можете ни задать этот вопрос, ни получить ответ. Раздраженные неспособностью говорить, мы начинаем яростно жестикулировать или подавать звуковые сигналы, то есть совершать действия, которые водитель, нарушающий правила, может интерпретировать неправильно.

Несложность и автоматизм вождения в некоторых случаях заставляет думать, что ничего страшного не произойдет, если мы будем заниматься чем-нибудь еще. Действительно, радио иногда помогает снимать усталость. Но как только ситуация требует сосредоточенности и внимательности, сразу становится очевидным, насколько до этого было сильным пренебрежение дорогой.

Проведенный на добровольцах эксперимент показал, что обычно глаза человека без раздражительных внешних факторов ежесекундно «сканируют» и дорогу, и всё происходящее рядом. А во время телефонного разговора (даже по громкой связи) глаза водителя как правило недвижно смотрят в одну точку перед машиной. 

Идя пешком, я воспринимаю автомобили как огромные и грязные раздражители, за рулем которых сидят беспрестанно болтающие по телефонам полупьяные провинциалы. А когда сижу за рулем, то пешеходы для меня – источник внезапной угрозы, безмозглые роботы в наушниках, беспечно и не глядя по сторонам пересекающие проезжую часть. Когда же я еду на велосипеде, то вообще оказываюсь «в худшем из миров». С одной стороны, меня обгоняют автомобили, и водителям совершенно не важно, что я берегу окружающую среду и экономлю топливо. С другой – меня проклинают пешеходы, переходящие улицу на красный свет, наплевав на то, что на них едет (причем на высокой скорости) «какой-то жалкий велосипед».

Книга рассказывает о статистических парадоксах и примерах безрассудности.
Например, американских детей почти перестали отпускать ходить пешком в школу и возят на машине. Потому что родители боятся маньяков и прочих «ненормальных». Однако, вероятность того, что ребенок встретит такого маньяка, несравнимо мала по сравнению с вероятностью, что он пострадает в аварии, причем в родительской машине. 

По ряду причин у пешехода, правильно переходящего улицу на зеленый свет гораздо выше риск погибнуть, чем у нарушающего правила перебежчика на красный свет. И статистика тут не при чем. 

Дорожные знаки чаще мешают дорожному движению, чем упорядочивают его. А чем больше дорог — тем больше пробок. И если на велосипедисте по всем правилам шлем, то на дороге его начинают меньше «беречь», отчего у него есть все шансы пострадать.

Транслирование информации о трафике уже сразу влияет на него, поэтому передавая «прогноз пробок», люди автоматически делаем его некорректным.

В одну машину, например, врезалась другая, когда водитель неожиданно встал прямо посередине оживленной дороги. Почему он остановился? Он увидел полицейского на другой стороне улицы и, чтобы его не оштрафовали, встал для пристегивания ремня безопасности.

Мой знакомый как-то сказал: «Довольно странно выглядит, когда автомобилисты гудят, подгоняя пешеходов. Пешеход — слабый и беззащитный, а на них самоходная скоростная броня». Инженеры напряженно работают над тем, чтобы строить более безопасные дороги и проектировать более безопасные автомобили, и их усилия дают заметный результат. Но создать автомобиль, который преодолеет особенности человеческой природы, до сих пор невозможно.


 

Комментарии

Пока нет ни одного комментария

Оставить комментарий

Вы можете (в том числе через социальные сети) или оставить комментарий как гость.

Комментарии проверяются модератором. Их появление на сайте может занять некоторое время.

Ознакомлен и принимаю условия Соглашения