Юлия Матвеева, консультант интернет-магазина чайных сервизов, специально для cofe.ru подготовила экскурс по традициям, легендам и открытиям в истории чаепития.

Из истории сервизов

Историки до сих пор затрудняются назвать точную дату рождения первого комплекта. Впервые он появился около 3-4 веков назад на территории Китая, исторической родине фарфоровых изделий. Мастера Поднебесной трепетно относились к продукции собственного производства, а тем более к технологии ее изготовления. Все важные нюансы хранились в строгом секрете, а за их разглашение можно было поплатиться жизнью. Такие меры повлияли на географию распространения фарфора, и в Европе он появился лишь несколько столетий спустя, в 1708 году.

Центром производства посуды в те времена стал немецкий городок Мейсен, где были заложены основы массового производства.

Простой ученик аптекаря Фридрих Бетгер однажды завязал авантюру, проговорившись, что ему известен секрет получения золота от древних алхимиков. Слухи распространяются быстро, и вот уже прусский король немедленно требует юное дарование к себе. Фридрих бежит в Саксонию, так как, разумеется, никакого золота он добыть не мог. Саксонский курфюст оказался проворнее прусского короля, и посадил нерадивого Фридриха под арест, заставляя выполнять обещание. Вместо золота у того хорошо получалась пудра из белой глины для париков. Как Фридрих решил использовать этот порошок для замеса — неизвестно. Но, к чести короля Саксонии, когда он вместо золота получил фарфоровую вазу, то сообразил, что секрет фарфора дороже золота, ведь китайский фарфор стоил баснословных денег. Правитель щедро расплатился с незадачливым алхимиком, сделал его дворянином и… снова взял под охрану. 

Мейсенский фарфор.jpg а3d.ru

Скрещенные голубые мечи — фирменный знак фарфора — красуется на посуде уже около трехсот лет. Многие мейсенские сервизы приравниваются к произведениям искусства и оцениваются так же дорого, как живописные полотна знаменитых мастеров. Впрочем, говорить о промышленных масштабах можно с большой натяжкой, поскольку чайная посуда из столь редкого и дорогого материала была доступна лишь знатным особам.

Каждая именитая фарфоровая фабрика хранит свои секреты состава, клеймо и росписи фарфора, истории неудач мастеров наравне с успешными заказами от коронованных особ.

Особенности чайного сервиза

На раннем этапе чайные чашки производились по аналогии с китайскими изделиями – без ручек. Европейцам понадобилось около 2 десятилетий активной эксплуатации новой продукции, чтобы на практике убедиться – горячее чаепитие из таких кружек крайне неудобно.

У китайской церемонии была заимствована еще одна традиция – пить ароматную консистенцию из блюдца. На исторической родине чай пили из специальных пиал. Европейцы изготовили собственные изделия, визуально напоминающие пиалу, но более плоские, что было продиктовано необходимостью в более быстром остывании чая.

Английские мастера впервые дополнили китайскую пиалу ручкой, что придало изделию форму знакомой каждому человеку чашки. Они же дополнили стандартный комплект маленьким блюдцем — что эстетично и исключает вероятность попадания чайных капель на колени гостя или скатерть. «подтянули» вверх сервизные формы, и поставили чашки на короткую ножку. 

Неотъемлемые составляющие практически всех чайных сервизов:

  • чашки;

  • блюдца;

  • подносы для угощений, сладостей;

  • заварочный чайник;

  • молочник;

  • сахарница.

Примечательно, что в эпоху Средневековья на территории Европы все эти предметы уже активно использовались — но не вместе, а по отдельности. Для их изготовления использовали серебро. С появлением фарфорового производства все перечисленные изделия были окончательно укомплектованы в чайных сервизах.

Первые экземпляры европейских сервизов были выполнены в духе китайской стилистики. В этом нет ничего удивительного, поскольку собственные наработки у европейских мастеров отсутствовали, и им попросту приходилось заимствовать идеи. Лишь спустя несколько веков сервизы стали украшать более традиционными для западного человека росписями и мотивами.

сервизы.jpg

serviz.jpg

Однако, например, столь популярный кобальтовый фарфор до сих пор остается привилегией Китая.

Технология использования солей кобальта придаёт неповторимую глубину и объём предметам. Отсюда и популярность кобальтовой посуды. У китайцев насчитывается 7 оттенков кобальта, в то время как у Мейсена только 4. Нанесении кобальтовой краски — весьма сложный процесс, так как сама по себе она чёрная и синеет только при обжиге. Нанести сырой кобальт так, чтобы на выходе получить нужный глубокий оттенок (или несколько оттенков) требует отточенного мастерства.

пиалы.jpeg

сервиз.jpggzhеli.ru

Традиции и новые веяния

Носителями европейской чайной традиции по праву можно считать англичан. Чайные сервизы, произведенные в этой стране, поражают не только количеством изделий, но и визуальной оригинальностью, изысканностью, красотой. Англичане дополнили функциональную часть посуды непревзойденной эстетической концепцией. Они научились получать удовольствие от чаепития в его истинно глубоком понимании и поднять саму церемонию на абсолютно новый уровень.

сервиз_.jpg

В Китае, а затем и в Японии фарфоровые сервизы и до сегодняшнего дня считают одним из самых ценных подарков. Это символ глубокого уважения.

Фарфор с затонувшего корабля в 1817 году

На аукцион Кристи неоднократно выставляли на продажу тысячи и тысячи фарфоровых и керамических предметов, поднятых с затонувших кораблей 17-18 веков.

Это были невероятные сервизы в огромном количестве, состоящие из сине-белых кофейных чашек с блюдцами, украшенных рисунками птиц, мостов, растений, различных лодочек… было время, когда организаторы аукциона боялись, что рынок будет переполнен, и распродавали фарфор за четыре аукциона в течение двух лет — и только потом стало понятно, что подводная история сама по себе невероятно романтическая, и ценители готовы платить огромные суммы.

Сервизы.pngа3d.ru

сервизы.jpgа3d.ru

Нынешние изделия для массового покупателя выглядят, может быть, более скромно, но тем не менее они все так же потрясающе красивы.

2-serviz-4.jpg

serviz.jpg

Современные чайные сервизы могут существенно отличаться по количеству предметов, комплектации, но их неизменной составляющей является молочник. Историки связывают эту особенность с английской традицией чаепития, в которой непременно доминирующую роль отводят молоку.

molochnik_bernadot_.jpg

Почему именно фарфор?

Многие современники задаются вполне закономерным вопросом: почему для производства чайных сервизов и сейчас используют фарфор? На этот вопрос достаточно просто ответить, приведя несколько примеров: фарфор способен сохранять тепло очень долго, превосходя по этому критерию даже металл, в кружке нагревается главным образом внутренняя часть, к тому же, этот материал позволяет создавать настоящие произведения искусства, посуда получается очень тонкой.


Чайные сервизы считаются семейной реликвией, и наши предки часто сохраняли их до последнего блюдца или чашечки. Такая посуда всегда означала устойчивость и незыблемость домашнего уклада.


Вы можете выбрать и приобрести чайные сервизы от «Сеньора Фарфора» по этой ссылке: http://www.senior-farfor.ru/category/servizy-chajnye/.

Комментарии

Пока нет ни одного комментария

Оставить комментарий

Вы можете (в том числе через социальные сети) или оставить комментарий как гость.

Комментарии проверяются модератором. Их появление на сайте может занять некоторое время.

Защита от автоматических сообщений
Ознакомлен и принимаю условия Соглашения