С возрастом тяга к волшебству и приключениям переходит в разряд ностальгической: именно на склонных к сантиментам людей в первую очередь рассчитана экранизация «Варкрафта», и именно они залипают на тестах «Кто твой Патронус». В прокат недавно вышел спин-офф Гарри Поттера — «Фантастические твари и где они обитают»: экранизация одноимённой книги Джоан Роулинг с не слишком изящным переводом названия. Трудно сказать, кого этот релиз взволновал больше: нынешних подростков или тех, кто был ребёнком во времена первых «Поттеров».

Так давайте вспомним любимые сказочные истории, на которых выросло не одно поколение и которые хочется (или захочется) пересмотреть со своими детьми. Ведь чем старше мы становимся, тем интереснее подмечать в любимых фильмах детства сюжеты и смыслы, которые раньше были вне поле зрения.

Лабиринт/Labyrinth, 1986

лабиринт.jpg

Большинство фильмов, от которых мы млели в детстве, в зрелости вызывают несколько (или совсем) иные чувства. Проблема не в наивной графике или сюжетах, нестыковки которых начинаешь замечать: часто оказывается, что это очень страшное или грустное кино. Например, не только о дружбе и приключениях, а об одиночестве или смерти. С «Лабиринтом» ровно такая история: мюзикл о том, как король гоблинов (Дэвид Боуи в гротескном гриме и парике) украл у девушки (Дженнифер Коннелли) малыша-брата — и про проблему ответственности, и про страх перед взрослением, напоминающим слепое блуждание по лабиринту. И все дурацкие куклы Джима Хенсона, пляшущие на плюшевых кочках условного болота, не способны это замаскировать. Никогда ещё сказка о красавице и чудовище, а вместе с ней и фантазия о белом платье на балу, не выглядела так зловеще и обречённо. Плачь, плачь, танцуй, танцуй. Не говоря уже о том, что самого Боуи больше нет.

Инопланетянин/E. T. the Extra-Terrestrial, 1982

инопл.jpg

Сюжеты про инопланетян кажутся чем-то не очень детским и скорее обещающим ужас, похищение тел и нашествие марсианских треножников. Так, вероятно, многих россиян, родившихся в 80-х, родители не пустили в видеосалон, перепутав «Инопланетянина» с «Чужим» — а зря. Классический фильм Стивена Спилберга, как любая великая фантастика, учит гуманизму с малых лет. История о том, как трогательного глазастого пришельца (пусть и очевидно на шарнирах и из резины) приютила компания детей, учит самому базовому навыку: понимать другого, даже если он совсем не похож на тебя. Мораль, казалось бы, избитая, но от этого не менее актуальная: прошедшим летом этот же сюжет блестяще отработал сериал «Stranger Things», несколько раз дословно процитировав Спилберга.

Там, где живут чудовища/Where the Wild Things Are, 2009 

там где.jpg

Душераздирающий фильм Спайка Джонза по одноимённой детской книжке с картинками, на которой выросло не одно поколение американцев. Автор первоисточника — иллюстратор Морис Сендак, и надо немножко знать его биографию, чтобы понять, почему в истории о приключениях мальчика в воображаемой стране столько пронзительного эскапизма. Родившись в семье польских евреев, Сендак застал Холокост и рано столкнулся со смертью, и вдобавок часть детства провёл прикованным к постели. Неудивительно, что «Там, где живут чудовища» вышла притчей о том, что лишь бесстрашие и честность сделают тебя королём — даже среди огромных созданий, которые вообще-то собирались тебя съесть.

История игрушек/Toy Story, 1995

ист игр.jpg

В принципе, на этом месте может быть любой фильм Pixar — что ранняя «Корпорация монстров», что недавняя «Головоломка». «История игрушек» — первая в этом ряду: дебютная полнометражка легендарной студии, которая позже станет главной по мультфильмам для всей семьи. Потребность завлечь в кинотеатр и детей, и взрослых в середине 90-х ещё не стояла так остро — но и без этого приключения игрушечного ковбоя Вуди можно смотреть и пересматривать в любом возрасте. И причина не только в том, что это «из детства». Коллективная детская фантазия о тайной жизни игрушек — лишь фасад по-настоящему взрослых вопросов: правда ли, что любовь неизбежно проходит и твоё место рано или поздно займёт кто-то понаряднее и поновее? Ты — личность или игрушка, в конце концов?

Бесконечная история/The NeverEnding Story, 1984

бескон история.jpg

Главный блокбастер ФРГ, фантастическая история о школьнике Бастионе — одиноком, несчастном и непонятом окружающими. Мама мальчика умерла, отец замкнулся в себе, одноклассники только дразнятся и дерутся. Неудивительно, что Бастион находит отдушину в собственных фантазиях и в какой-то момент настолько погружается в мир грёз, что тот сливается с реальностью. «Бесконечную историю» стабильно крутили по телевизору в новогодние каникулы, так что, если ваше детство пришлось на конец 80-х — начало 90-х, вы наверняка вспомните великолепного Фалькора — гигантского дракона с собачьей головой и несуществующую страну Фантазию, которой грозит вымирание. Мрачный сюжет в сочетании с самоотверженностью юных героев не оставит шансов на спокойный просмотр — неважно, прослезитесь ли вы из-за гибели коня Артакса или схватитесь за сердце от мысли, что мечтать так масштабно могут, пожалуй, лишь дети.

Волшебник страны Оз/The Wizard of Oz, 1939

волш стр оз.jpg

Как принято говорить, «неустаревающая классика» по книжке Лаймена Фрэнка Баума, вышедшей в 1900 году. Приключения отважной девочки из Канзаса, подавшей пример Трусливому Льву, Железному Дровосеку и Страшиле, к этому моменту экранизировали уже трижды (в том числе один раз без звука, а один — как девятиминутный мультфильм). Но в золотой фонд вошла именно версия 39-го года, которую потом ещё долго крутили по телевизору, в том числе и российскому. Надо сказать, что сложилось тут многое. И крошечная 17-летняя звезда водевилей Джуди Гарленд с непринуждённостью и лицом девчонки из соседнего двора, и выдающийся саундтрек, и спецэффекты, и изобретательное использование текниколора: на цветную плёнку сняты только сцены в Волшебной стране. Ну и, конечно же, немеркнущая поучительная история о том, что никакой добрый волшебник не спасёт твою жизнь, и стать добрее, умнее и смелее можешь только ты сам (если действительно считаешь, что тебе это нужно).

Бесподобный мистер Фокс/Fantastic Mr. Fox, 2009

бесп мистер фокс.jpg

По детским книгам британца Роальда Даля снята не одна сказочная история: в числе самых известных — «Чарли и шоколадная фабрика», «Матильда» (про неё ниже) и «Большой и добрый великан» (новинка этого года, над которой работал Спилберг). Даль знаменит тем, что умел подать под видом детских сказок истории, рассчитанные скорее на родителей, — мрачные, саркастичные, с вопросами, ответить на которые готов не каждый взрослый. В экранизации «Бесподобного мистера Фокса» главному герою — хитрому Лису с криминальным прошлым — приходится выбирать: остаться аферистом или стать добропорядочным семьянином. Допустимо ли рисковать благополучием жены и сына, чтобы удовлетворить свою страсть к приключениям, если без последних жизнь не в радость? Кукольная анимация и характерная лёгкая эстетика Уэса Андерсона, перенёсшего книжку на экран, сгладили бескомпромиссность и резкость далевской интонации. Вот только классическая дилемма — мещанская стабильность или авантюрное будущее — легче не стала, пусть Лис и делает свой выбор в самом начале мультфильма. 

Матильда/Matilda,1996

матильда.jpg

«Матильда» — одна из лучших книг Роальда Даля, на которой выросло уже два поколения детей, а экранизация 1996 года — тот случай, когда фильм получился не хуже, чем книга. История о необыкновенно одарённой и любознательной девочке, обладающей способностью к телекинезу, затрагивает вполне взрослые проблемы, с которыми люди годами ходят к психотерапевту: Матильда своим примером показывает, что родители, какими бы ужасными они ни были, не определяют ваше будущее, авторитет нельзя завоевать притеснением тех, кто слабее, а побеждает в конце концов тот, кто честен и уважает чувства других. Главная сила Матильды — не сверхъестественные способности, проявляющиеся в моменты гнева (отдельное спасибо Далю за этот пример продуктивной женской ярости), а эмпатия и интеллект. После просмотра «Матильды» детям больше не захочется обижать «ботаников», а взрослые почувствуют силы постоять за себя.

Джуманджи/Jumanji, 1995

джум.jpg

В «Джуманджи» есть всё, что нужно для успеха у всех поколений зрителей: джунгли в гостиной, загадочная настольная игра, трогательная история о детской дружбе, перерастающей в любовь, а также вечно живой в наших сердцах Робин Уильямс, юная Кирстен Данст и Бонни Хант, сыгравшая в другом великом детском фильме — «Бетховене». Если в детстве «Джуманджи» может показаться страшноватым, для взрослых это вполне безобидная сказка с приключениями и хорошим концом. Просмотр культового детского фильма в сознательном возрасте позволяет обратить внимание на любопытных второстепенных персонажей  — например, добрую тётю, опекающую сирот,  и оценить её шутки про бурбон и психотерапевтический аудиокурс.

Принцесса-невеста/The Princess Bride, 1987

принц невеста.jpg

Культовая сказка американского писателя Уильяма Голдмана, экранизированная Робом Райнером, человеком, который срежиссировал такие непохожие фильмы, как «Spinal Tap» и «Когда Гарри встретил Салли». В «Принцессе-невесте» при желании можно найти что-то от обоих: здесь и захватывающие приключения с нужной долей абсурда, и романтическая история, от которой одинаково щемит сердце что у взрослых, что у детей. Девушка Лютик — кинодебют Робин Райт, только-только расквитавшейся тогда с «Санта-Барбарой», — после того, как её возлюбленный пропадает в море, соглашается выйти замуж за принца Хампердинка, однако перед свадьбой её похищают. В погоню ввязываются не только суженый, но и загадочный преследователь в маске, с которым Лютик связывает куда больше, чем она догадывается. «Принцесса-невеста», вопреки патриархальному названию, не зря заслужила мировую любовь — это кино образцово обращается с клише девицы в беде, преподавая пример женской силы, а не слабости.

Комментарии

Пока нет ни одного комментария

Оставить комментарий

Вы можете (в том числе через социальные сети) или оставить комментарий как гость.

Комментарии проверяются модератором. Их появление на сайте может занять некоторое время.

Защита от автоматических сообщений
Ознакомлен и принимаю условия Соглашения