«Все знают, что сплетни — это плохо, — говорит Джозеф Эпштейн, затянутый в галстук-бабочку интеллектуал. — Но проблема в том, что любят сплетни тоже все. И я в том числе». В своей новой книге «Сплетни: Нетривиальный подход» Эпштейн не только обличает всех почивших и ныне живущих сплетников Америки, но и охотно смакует пикантные факты о знаменитостях, из разряда – любил ли Аристотель Онассис анальный секс.

Бывший редактор журнала “American Scholar” (откуда его выгнали в 2007 году за «недостаточную политкорректность»), интриган и любитель тяжеловесных каламбуров, Эпштейн напичкал свою книгу множеством едва связанных между собой фактов. В итоге получилась эксцентричная и скомканная история сплетен, по убеждению автора отражающая «темную сторону» современной культуры, помешанной на статусе и деньгах.

Эпштейн пытается рассмотреть вопрос с точки зрения морали, но быстро скатывается к простому пересказу мировой истории сплетен: начиная с древнегреческого военачальника Алкивиада, похотливого и своенравного, и диких оргий древних римлян до сексуальных аппетитах вспыльчивого лорда Байрона и просто аппетита актера Роско «Толстяке» Эрбакла, за свою прожорливость заслужившего славу Рабле старого Голливуда.

Особо исследователя восхищает слава «генераторов» сплетен. Он вспоминает герцога Сен-Симона, одного из главных сплетников при дворе Людовика XIV. Также читателя ждет познавательная экскурсия в мир окололитературных сплетен (от Пруста до современных журналистов) и слухов с гомосексуальным душком. Тут, конечно, не обойдется без имен Оскара Уальда, Лео Лермана, Трумана Капоте и Ноэля Коварда.

И лишь когда Эпштейн переходит к изложению еще не «остывших» слухов, его разоблачительный пафос раскрывается в полную силу. Отводя душу, автор с гневной критикой обрушивается на мир, «насквозь пропитанный духом сплетен». Если во времена королей и придворных, сокрушается писатель, сплетни были опасным, но редко применявшимся оружием, в эпоху Интернета они превратились в подобие поп-корна для масс.

«Однажды я задумался над вопросом, какие темы сегодня обсуждает нация, —признается Эпштейн, — и оказалось, что разумом американцев полностью овладели сплетни. Любопытно, что в подавляющем большинстве они имеют сексуальный подтекст. Конечно, все люди любят посудачить, но когда сплетня становится самоцелью, она начинает пугать.
Даже журналистские расследования превратились сегодня в подобие «организованного слуха». Эпштейн нападает на «сплетников» вроде телеведущей Барбары Уолтерс, писателя Гора Видала, «большинство трудов которого достойно гореть в печи», и журналистки Тины Браун, «сделавшей себе имя на умении спать со знаменитостями».
Эпштейн начисто отвергает остроумное определение сплетни, данное колумнистом “New York Post”, как «чего-то хорошего, услышанного о том, кого вы не любите».

Конечно, местами Эпштейн противоречит самому себе. Он утверждает, что подробности сексуальной жизни Бреда Пита и Анджелины Джоли ему абсолютно неинтересны, но Lady Gaga при этом он находит «любопытной молодой особой».

Конечно, Эпштейн — немного сноб, а в его категоричном неприятии поп-культуры сквозит легкая зависть. Но все же главная идея его книги — тоска по тому ореолу тайны, который испокон веков окружал любой мало-мальски интересный слух. В век, когда все, даже очень сомнительные новости, в гугле подаются на блюдечке, когда их не надо с трудом «добывать», а потом с удовлетворением смаковать, сплетни утратили весь свой шарм.

«Это как если ваш любимый шоколадный круассан, вдруг стал продаваться в Макдональдсе, и из удовольствия для избранных превратился в фаст-фуд, — говорит автор. Сплетни — все же тайное греховное удовольствие».


Перевод осуществлен с сайта http://nymag.com

Ссылка на источник

Комментарии

Пока нет ни одного комментария

Оставить комментарий

Вы можете (в том числе через социальные сети) или оставить комментарий как гость.

Комментарии проверяются модератором. Их появление на сайте может занять некоторое время.

Защита от автоматических сообщений