Любимые фильмы: как это было.

Шерлок Холмс и доктор Ватсон

На иллюстрациях различных английских изданий Шерлок Холмс был изображен худым, узколицым и долговязым. А Ватсон – везде разный: толстый и тонкий, рыжий и черный, с бородой, с усами – как угодно. Первоначальный набор актеров был таков: Холмс – Ливанов/Янковский; Ватсон – Басилашвили; Хадсон – Зелёная…

Вспоминает Игорь Масленников, режиссёр:

«Я искал героев по одному лишь признаку: у обоих голова должна быть репкой. Только у одного хвостиком вверх, у другого – вниз. С самого начала я знал, что Холмса должен играть Василий Ливанов. До этого он снимался в еще одном моем фильме и играл там лохматого, разнузданного, драчливого, пьяного рыцаря, что, кстати говоря, вполне соответствует его личному характеру. Но при этом Ливанов — человек породистый, длиннолицый, и, как и Холмс, умеющий себя держать. Если сбрить его усы, то получается вылитый Шерлок Холмс…»

Как-то раз, перебирая фотографии в отделе «Ленфильма», Масленников обнаружил изображение Виталия Соломина с наклеенными армейскими усами. Конан Дойл в молодости! Но на Центральном телевидении не хотели утверждать ни Ливанова, ни Соломина: «Какой это Холмс?! Ливанов — шумный и непредсказуемый… А у вашего Ватсона — русская курносая физиономия!». Режиссеру с трудом удалось убедить комиссию, что образ Соломина — это эдакая порода северных рыжеватых и курносых англичан. Кандидатуры нехотя одобрили.

Шерлок Холмс и Доктор Ватсон.jpg

Вспоминает Василий Ливанов:

«Мальчишкой, читая Конан Дойла, я, как и большинство подростков, был в мечтах Шерлоком Холмсом. Хотя даже предположить не мог, что когда-нибудь буду играть роль этого роскошного мужика. Когда мне, уже опытному актёру, предложили роль великого сыщика, я не то чтобы вспомнил свою мечту – я понял, что никогда с ней не расставался. Мне выпала неслыханная удача: всерьёз превратиться в Шерлока Холмса. Разве это не чудо?

Боясь растерять чудесный мир, я твердо решил не перечитывать ни строчки. Под взрослым, рассудочным взглядом хрупкая мечта может рассыпаться, исчезнет свежесть переживаний, детская вера в игру… И это сочетание восторга и иронического отношения и определило стилистику всего фильма.

И только когда первые кадры получили одобрение зрителей и критиков, я решился раскрыть томик рассказов Дойла. Пробежал глазами первые строчки и только на рассвете закрыл книгу…»

Рина Зеленая приступила к съемкам в возрасте 77 лет. Играла она с большим азартом, и вообразить другую миссис Хадсон уже невозможно. Ее затягивали в корсет, и Рина полдня проводила на ногах. Сесть и отдохнуть было невозможно – пластины корсета при этом очень больно впивались в бока. В сцене внезапного возвращения Холмса, которого считают погибшим, он появляется, изменив внешность и приклеив бороду. Соломин точно по сюжету падает в кресло – только ботинки торчат. И вдруг Рина Зеленая тоже валится на пол – в том самом платье, в котором даже сесть не могла. Экспромт получился достойным и остался на экранах, однако режиссёра тогда чуть удар не хватил.

Вспоминает Василий Ливанов:

«Однажды, после запозднившейся съёмки, мы с Риной спешили на вокзал в маленьком студийном автобусе. Я сидел спиной к водителю. Рина устроилась в самом конце салона. Вдруг из переулка вылетело такси и ударило наш автобус в бок. Удар был такой силы, что Рину выбросило из сиденья, и она пролетела через весь автобус, рухнув ко мне на колени. И что она в этот момент выговорила? «Спокуха, я с вами!».

После двух месяцев съемок Василий Борисович Ливанов загулял. И тогда Виталий Соломин предложил режиссеру взять на роль Холмса актера Клюева: «Кепочку на него нацепим, и даже грима никакого не понадобится. Ямочка при нем, нос с горбинкой, узкое лицо…». По Петербургу немедленно разнесся слух, что Клюев делает блестящие пробы на Холмса. И вот она — истинная сила искусства: Василий Борисович бросил пить без всякого врачебного вмешательства и тут же появился на площадке. 

Однажды Ливанов выступал с речью в клубе КГБ. В конце мероприятия к нему подошел генерал и попросил помочь распутать одно сложное дело, на что Ливанов отшутился: «Если актёр сыграл Карла Маркса, это ещё не значит, что он пишет продолжение «Капитала». Отшутился, понимая, что навсегда в сознании многих останется Холмсом.

шерлок холмс и доктор ватсон.jpg

Сцена схватки профессора Мориарти и Шерлока Холмса на фоне бурлящего водопада выглядит ладно снятой — на самом же деле съемочная группа знатно перенервничала: на европейской части Советского Союза приличных водопадов обнаружить не удалось. Небольшой водопад все же отыскали в Абхазии: его снимали с разных сторон и при монтажной склейке соединили в единое целое.

Вспоминает Анатолий Лапшов, оператор-постановщик:

«Водопад лился тоненькой струечкой и был всего шесть метров в высоту. Однако нам повезло – в какой-то день в горах был очень сильный ливень. Мы все ринулись туда и увидели настоящее беснующееся чудище. Поэтому пришлось все страшные сцены снимать за один день, потому что на следующий день перед нами опять предстала струечка».

Иван Васильевич меняет профессию

На роль Зины (жены Шурика) пробовались три знаменитые актрисы: Гвоздикова, Гундарева и Селезнева, но, несмотря на опасения худсовета, что за последней слишком держится образ «хорошей девочки Лиды» из «Операции «Ы»», утвердили именно ее, по настоянию режиссера.

Селезнева.jpeg

Съемки эпизода, когда жена Бунши, увидев на соседнем балконе царя Ивана Грозного, перепутала его со своим исчезнувшим супругом, были на грани срыва. Героине Натальи Крачковской требовалось перелезть с одного балкона на другой, но актриса жутко боялась высоты и отказалась исполнять трюк. Режиссер пошел на хитрость, пообещав, что внизу будет специальная страховочная группа. Группы на самом деле внизу не было, и Крачковская, перелезая через перила и глянув на пустое пространство внизу, ужасно перепугалась и начала падать. Все закончилось благополучно, но эпизод пришлось опустить.

Сцену: «И тебя вылечат. И тебя тоже вылечат. И меня вылечат» – Крачковская вспоминала с содроганием. «Налысо меня не стригли, но на башку надели два парика. Купальная шапочка, с наклеенным сверху бобриком и обычный парик. Все это врезалось в кожу, и лицо отекало. Я просто рыдала в перерывах между кадрами»

На главную роль царя Ивана Грозного Гайдай пригласил своего любимчика Юрия Никулина. Но тот от специально написанного для него сценария отказался, объяснив отказ так: «Ты же понимаешь, это Булгаков. Фильм ляжет на полку! Что ж я буду сниматься, а потом это никто не увидит. Я в таких вещах не участвую». Ни личные уговоры Гайдая, ни особые условия, ни повышенный гонорар его не переубедили. 

После отказа Никулина Гайдай срочно устроил кинопробы. Пробы Евгения Евстигнеева не одобрили чиновники. Георгия Вицина не взяли, потому что он однозначно ассоциировался со знаменитой троицей. Евгений Лебедев, по мнению режиссера, был прекрасным царем, но неубедительным управдомом. Так в картине появился Юрий Яковлев, который на первых же кинопробах блестяще «раздвоился» на величественного царя и смешного Буншу.

Пробы.jpg

С утверждением Пуговкина на роль режиссера Якина были трудности, ведь актер часто играл дураков, и вдруг – режиссер? На худсовете за актера заступился Г. Чухрай: «Товарищи режиссеры! Вы все думаете о себе очень хорошо. И зря. Пуговкин вам покажет, какие типы среди вас встречаются…».

Пуговкин.jpeg

Усечённая короткометражная версия фильма называется «Чёрные перчатки». 

Добавочный номер телефона «3-62», который произносит Жорж Милославский, когда звонит на работу Шпаку, — это цена бутылки водки в СССР. 

Фраза «Граждане! Храните деньги в сберегательной кассе» была произнесена по сценарию, а её продолжение — «…если, конечно, они у вас есть» — импровизация Леонида Куравлева. 

Бунша, маскируясь под Ивана Грозного, в обращении к шведскому послу произносит «Гитлер капут», хотя по губам читается «Мир, дружба». 

В зарубежном прокате фильм шел под названием «Ivan the Terrible: Back to the Future» — «Иван Грозный: Назад в будущее». 

Песню «Звенит январская вьюга» первоначально исполняла София Ротару, однако её серьезная проникновенная манера исполнения не подошла для комедийного жанра.


Служебный роман

Служебный роман.jpg

Слова песни «У природы нет плохой погоды» написал сам Рязанов (перебрав много других стихотворений и не найдя ничего путного), замаскировав их под видом творчества английского поэта Уильяма Блейка, чтобы не смущать зрителей отсебятиной.

Олег Басилашвили всячески пытался показать режиссеру, что на самом деле Новосельцев — он. Собственный персонаж Самохвалов актеру очень не нравился, но в процессе работы он признал, что Рязанов верно распределил образы.

По сюжету Басилашвили должен был водить машину, но актер ни разу не сидел за рулем. Ему наняли инструктора, но времени на обучение не было, и в итоге Басилашвили чуть не разбил камеру и въехал в киоск «Союзпечать». Актёр ожидал справедливого наказания и урезанного жалования, однако этого не последовало, и вдобавок Басилашвили после съемок вручили ещё и Государственную премию СССР.

В связи с многочисленными экспромтами актеров материала получилось намного больше, чем было запланировано. Например, по словам Эльдара Рязанова, домашняя сцена «романтического застолья» Калугиной и Новосельцева — исключительная импровизация актеров, мастерски и лирично сделанная. А при сокращении материала из фильма был вырезан эпизод, в котором испуганная Шурочка, увидев внезапно «ожившего» Бубликова, несётся по коридорам с криком: «Я не виновата! Умер однофамилец, а позвонили нам!»


Джентльмены удачи

Первоначально воров-рецедивистов должны были играть Андрей Миронов, Ролан Быков, Юрий Никулин и Савелий Крамаров. Пробы были неудачными, ровно как и кинопробы самого Савелия Крамарова. Актера все же утвердили, но впоследствии, когда он эмигрировал, его попытались вырезать. Режиссер хитростью вступился за Крамарова, сказав, что это будет идеологической ошибкой. Ведь он играл бандита и отщепенца. А значит, все верно. Решение отменили.

Джентльмены удачи.jpg

Чтобы подстраховаться, сценарий отправили всем крупным милицейским чиновникам. Критика получилась такая: «Текст сценария явно перенасыщен жаргоном преступников. Вызывает серьезное опасение, что фильм будет пропагандировать блатную терминологию, которая может быть поддержана молодежью». В результате появились невинные квази-ругательства: сарделька, сосиска, редиска, петух гамбургский, Навуходоносор. Бытует легенда, что фильм спас глава МВД Николай Щёлоков, который неудержимо хохотал при просмотре. Генсек Леонид Брежнев смеялся не меньше, а жаргонные словечки одобрил: «Да половину этих слов у нас каждый уличный мальчишка знает».

Поиски верблюда для съемок оказались задачей трудной. Поначалу все были уверены, что двугорбых в Самарканде можно встретить на каждом углу. Но не тут-то было: животное нашли только в зоопарке. А плевок, которым он одаривает Косого — это всего лишь вспененный шампунь.

Джентльмены удачи.jpg

Небольшие сложности случились и с эпизодом с цистерной. Савелий Крамаров наотрез отказался туда лезть, объясняя отказ клаустрофобией.

Вспоминает Раднэр Муратов, актер:

«Наступил день, когда нас стали туда опускать. Подкатила цистерна с хлебной закваской, подкрашенной зелёной луковой эссенцией. Состав был терпкий и ужасно липкий… Вылезли мы из этого раствора и бегом мыться. А Вицина нет. Оказалось, что он продолжает там сидеть, потому что узнал, что этот состав на 23 лекарственных травах и на 15 лет продлевает молодость».

Вспоминает директор картины, Александра Демидова:

«Самыми тяжёлыми были съёмки в тюрьме. Ведь это была настоящая тюрьма строгого режима. Женщин туда не пускали, а актёры и операторы постоянно находились под наблюдением милиционеров».

Эпизод, в котором матерые рецедивисты растирают друг друга на морозе снегом и орут, — актёрский экспромт. На самом деле Леонов, Вицин и Крамаров договорились, что откажутся раздеваться в мороз. Однако Муратов (Василий Алибабаевич) опоздал на съёмки и не знал об этой условности, поэтому, старательно исполняя свою роль, выскочил на снег в плавках. Остальным волей-неволей тоже пришлось раздеться… Крамаров  в сердцах подкрался к «провинившемуся» Муратову и внезапно начал натирать того снегом. Естественно, Алибабаевич завопил от неожиданности, а Вицин, сообразив, что к чему, подхватил импровизацию и запустил снегом и в Крамарова. В таком виде этот дубль мы и наблюдаем.

Берегись автомобиля

«Это же идея!» — обрадовался Эльдар Рязанов, услышав от Юрия Никулина байку о неком правдолюбе, который, отсидев срок, начал мстить сослуживцам: угонял у них машины, отдавая деньги в детские дома. Режиссер немедленно приступил к воплощению своей задумки. Образ Юрий Деточкина  безуспешно примеряли Леонид Куравлев и Олег Ефремов.

Вспоминает Эльдар Рязанов:

«Нам хотелось сделать добрую, грустную комедию о хорошем человеке, большом и чистосердечном ребенке, который кажется ненормальным, но на самом деле он нормальнее многих других, ведь он обращает внимание на то, мимо чего мы часто проходим равнодушно. Его глаза широко открыты на мир, его реакции непосредственны, слова простодушны… Мы дали ему фамилию Деточкин.

Леонид Куравлев оказался достоверен в роли, но как-то уж слишком симпатичен, в нем все же не было эдакого легкого сдвига. С Куравлевым получилась бы картина о «мстителе с Красной Пресни». Олег Ефремов прекрасно сыграл сцену, но, увидев его в роли Деточкина, наш художник Борис Немечек сказал: «Товарищи, это же волк в овечьей шкуре!». И действительно, сквозь мягкость, добросердечие и наивность проглядывал волевой, железный человек, художественный руководитель «Современника». Пришлось Ефремова с этой роли снять».

Деточкин.jpg

До Юрия Деточкина Иннокентий Смоктуновский очень долго и трудно снимался в роли Ленина, поэтому комиссия не выразила восторга насчет перевоплощения в жулика. Сам артист тоже испытывал некоторое беспокойство: после роли князя Мышкина и Гамлета он боялся, что не сможет быть комичным. 

Смоктуновский и Ефремов не были комиками, поэтому благодаря им эксцентричная картина получилась реалистичной и грустной, зато Андрей Миронов с Анатолием Папановым повеселились знатно: это был их первый дуэт и они позволяли себе яркие импровизации и шутки. Рязанов переживал, ему хотелось больше трагикомизма, казалось, что все это веселье неуместно и он даже планировал переснять все сцены с Папановым. Но на новые съёмки не хватило времени, и как потом признался сам режиссер — «и слава богу». Знаменитые реплики Папанова «Положь птичку» и «Тебя посодят, а ты не воруй» — чистой воды экспромт.

Неправдоподобный сюжет картины режиссёр старался компенсировать максимальной достоверностью съёмочного процесса. Все трюки совершались без комбинированных съёмок, и Рязанов преклонялся перед своим каскадером — ведь в его распоряжении была единственная «Волга», полученная с конвейера завода. И он не имел права даже на царапину. В фильме действительно на полной скорости машина «проскакивает» под мчащимся грузовиком-трубовозом, с ходу разворачивается на 180 градусов, въезжает на быстрый трейлер, лихо мчится по кочкам и рытвинам…

От Ольги Аросевой, которая была в образе возлюбленной Деточкина, Рязанов потребовал не только водить троллейбус самостоятельно, но и окончить курсы с получением профессионального диплома водителя троллейбуса. «Что поделать? Теперь у меня есть диплом водителя троллейбуса, — вспоминает актриса. — На первой же съемке я должна была ехать в потоке машин и мне сказали затормозить в нескольких метрах от Смоктуновского. Пассажиры даже не были в курсе, что за рулем артистка и проводятся съемки».

Вспоминает Смоктуновский:

«На финальной сцене оператор снимал крупный план Любы, сидящей за рулем троллейбуса, затем камера переводилась на Деточкина, и в этот момент Ольга Аросева уползала из водительского кресла, а ее место у руля занимал сам Эльдар Александрович. Знаменитую фразу «Здравствуй, Люба, я вернулся» я произносил, обращаясь к режиссеру. Нужно ли говорить, как долго у меня эта сцена не получалась? Пришлось заявить великому режиссеру, что мы так никогда не закончим, если я буду все время смотреть на его физиономию…»


Продолжение следует.

Комментарии

Пока нет ни одного комментария

Оставить комментарий

Вы можете (в том числе через социальные сети) или оставить комментарий как гость.

Комментарии проверяются модератором. Их появление на сайте может занять некоторое время.

Защита от автоматических сообщений