Мы живем быстро – слишком быстро. А число неоконченных дел растет как снежный ком. Мы предлагаем попробовать 10 способов справиться с вечным цейтнотом и напряжением.

Уже третий час подряд я пялюсь в iPhone. Открыты шесть чатов в WhatsApp, еще парочка в Facebook, плюс параллельно несколько мейлов и SMS. Разумеется, я спешу и стараюсь набирать все эти сообщения с максимальной скоростью, перескакивая с одного на другое, возвращаясь то в одно окно, то в другое. Вы не подумайте, что я жалуюсь, – наоборот. Я ловлю от всего этого кайф. От ощущения востребованности, собственной эффективности (иллюзорной), от новых идей и от надежды, что еще чуть-чуть – и я все успею. Но это, увы, не так. На самом деле я не успеваю НИЧЕГО. Я не помню момента, когда последний раз уходила с работы или ложилась спать с чувством, что сделала хотя бы половину того, что нужно. Это относится как к мелким ежедневным делам, так и к глобальным планам. Я – наркоманка. Информационная. Зависимость от информации, которая вгоняет нас в ощущение вечного цейтнота из-за все меньшей способности концентрироваться и заканчивать начатые дела, – диагноз большинства людей, живущих в постиндустриальную эпоху.

Копия Maori_Sakai_gif_felicidad_hapiness10.gif

Об этом, кстати, пишет известный английский психолог и бизнес-коуч Тони Крэбб в своем бестселлере «Как выбраться из водоворота бесконечных дел»:

«Мы живем в мире разрозненности и рассеянности. Осколки информации ежесекундно влетают в наше сознание, атакуя со всех сторон. Наше внимание разрывается между миллионами разных объектов и не успевает сконцентрироваться ни на одном из них. Мы постоянно сканируем окружающую среду в поиске новых раздражителей, перескакиваем с одного на другое, слышим вполуха и видим вполглаза. Мы привыкли, чтобы жизнь поступала в виде сухой выжимки, отношения существовали пунктиром, а дела решались в считаные минуты. Мы хотим жизнь, наструганную тонкими ломтиками, нам нужен кайф занятости». 

Итак...

1.Разгружайте мозг

в 11.56.46.png

Вы когда-нибудь слышали о таком понятии, как эффект Зейгарник? Крупнейший советский психолог Блюма Зейгарник путем многолетних исследований доказала: любые неоконченные дела будут неизбежно висеть над нами тяжким грузом. Так уж мы устроены. А вот о делах завершенных мы мгновенно забываем. На эту мысль ученого натолкнуло наблюдение за официантами в кафе, которые всегда держали в голове заказы, которые они еще не обслужили, а выполненные не помнили напрочь. Но мозг можно обмануть и тем самым немного разгрузить, создавая дополнительные хранилища информации. Это может быть смартфон, ноутбук, мудборд или обычный блокнот. Лично я до сих пор осознанно предпочитаю последний: когда пишешь от руки, мысли текут свободнее. В общем, заведите место, где будете фиксировать и обновлять to do list, ценные мысли и идеи. Лучше, чтобы «помощник» был всегда под рукой. 

2. Не планируйте лишнего

Тони Крэбб пишет о феномене «ошибки планирования». Психологи не так давно доказали, что большинству из нас свойственно переоценивать свои силы – в первую очередь интеллектуальные возможности и усидчивость. Поэтому, намечая дело, лучше отвести на него вдвое больше времени, чем кажется достаточным. Это касается и встреч, и совещаний. 

3. Регулярно делайте уборку. Генеральную

сюр3.jpg

Это элементарный совет, но он стопроцентно работает. Когда мы избавляемся от ненужных вещей, неиспользуемых файлов, старых бумаг, то испытываем энергетический подъем и взлет самооценки. Мы как будто начинаем жизнь заново. Как найти время для уборки? Возьмите за правило делать ее, например, раз в две недели. Лучше стимулировать себя последующим вознаграждением – например, походом в ресторан. Или хотя бы чашкой любимого имбирного латте. Ненавидите убираться? Отдайте это дело на аутсорсинг. 

4. Отключите оповещения

В книге­ «БезУмно занят» Крэбб ссылается на недавнее крупное исследование, проведенное среди­ офисных работников. Оказывается, большинство переска­кивает с одного вида деятельности на другой каждые три минуты. Эффективность от этого значительно падает – слишком часто меняя фокус внимания, мы быстрее устаем и успеваем аж на 40% меньше, чем если бы мы концентрировались на чем-то одном и при этом нас бы не отвлекали. 

5. Поменьше перфекционизма

 Cultura Inquieta_Sex and Takeout_Sarah Bahbah-15.jpg

Это задача скорее философского характера. Когда меня окончательно накрывает груз неоконченных дел, я делаю глубокий вдох и мысленно спрашиваю себя: а ради чего я так напрягаюсь? Кому все это надо? Моему эго? Моей весьма требовательной маме? Что в списке дел действительно важно, а что давно следует вычеркнуть? Помните: нельзя объять необъятное. Пусть это станет вашей мантрой. А еще каждый вечер перед сном мысленно фиксируйте три позитивных вещи, которые сегодня случились. Это неплохо снимает стресс от обилия неоконченных дел.

6. Делайте паузы

Наше тело не приспособлено к тому, чтобы бесперебойно работать. Оно рассчитано на смену периодов активности и пассивности: адреналиновая наэлектризованность и возбужденность должна в скором времени утихомириваться. Но мы на всех скоростях летим вперед. И, нарушая естественную смену состояний, не даем себе восстановиться. Это приводит к аллостатической нагрузке – то есть преждевременному изнашиванию тела и ума», – пишет Тони Крэбб. Австриец по имени Алекс Витасек, один из самых известных медиков Европы, практикующий модную сейчас Майер-тера­пию, когда я пожаловалась ему на гастрит, посоветовал мне... брать отпуск – каждый день! Под отпуском он имел в виду обычный обед, но съеденный не за компьютером и не в спешке. И предпочтительно с последующей небольшой паузой. Лучше всего 15-минутной прогулкой. Желательно в этот период не проверять почту и не отвечать на звонки. Кстати, ученые доказали, что в те моменты, когда мы ничем (полезным) не занимаемся, наш ум работает гораздо эффективнее (не зря ценные идеи часто приходят во время прогулки или перелета). Это состояние называется «сеть пассивного режима работы мозга», и оно жизненно необходимо. 

7. Обдумывайте важные дела заранее

Копия WwB6SLTEdcE.jpg

Над вами висит срочное и сложное дело, и вы не знаете, как к нему подступиться? Специалисты советуют начать обдумывать его заранее – ненавязчиво, без внутреннего прессинга, уделяя этому не больше 20 минут в день. Так как мозг не забывает неокон­ченные дела, у вас, когда вы наконец приступите к реальному выполнению, уже будет полезная заготовка – и дело начнет спориться.

8. Контролируйте дофамин

Наш мозг эволюционно заточен на поиск новизны. И как только мы получаем новую информацию (к ней относятся и сообщения в WhatsApp, и звонки), он выдает дозу вознаграждения – наступает «дофаминовый кайф». И хочется еще! Но при этом возникает замкнутый круг: мы взваливаем на себя все больше дел и – опять ничего не успеваем. Чтобы хоть как-то управлять зависимостью от дофамина, используйте­, во-первых, богатые тирозином (необходимая для качественной работы мозга аминокислота) продукты: бананы, авокадо, миндаль, мясо птицы и кунжут. Во-вторых, спорт и секс. В-третьих, достаточное количество сна. А в-четвертых, выполнение полезных, но несложных задач. Когда мы ставим себе маленькую достижимую цель и успешно ее выполняем, уровень «гормона радости» заметно подскакивает.

9. Ловите поток

Копия 2.jpg

Главным экспертом по понятию flow («поток») является американский психолог с непроизносимым именем Михай Чиксентмихайи. Очень рекомендую его книгу «Поток: Психология оптимального переживания». Несколько лет назад этот очень пожилой (прилететь на интервью из Калифорнии в Россию в 80-летнем возрасте – не шутка!), но невероятно обаятельный ученый лично раскрыл мне универсальный рецепт счастья. Он рассказал, как входить в «поток» – то есть в то самое состояние «здесь и сейчас», которого мы все ищем и иногда-таки находим. Это не дзен-медитация, хотя по сути похоже: речь идет об истинно творческом процессе, когда вы в контакте с собой, вас ничто не отвлекает – точнее, вы просто не в состоянии отвлечься, вы забываете обо всем... Именно в потоке создаются гениальные произведения, в два счета выполняется сложнейшая работа, совершаются открытия. Как к этому прийти? Договариваться с собой. Для начала – сознательно выделять важным делам достаточное количество времени и 100% внимания.

10. Сортируйте ваши контакты и расставляйте приоритеты

Британский антрополог Робин Данбар путем многолетних исследований пришел к выводу, что число социальных связей, которые человек может поддерживать без ущерба для психического и физического здоровья, не превышает 150. При этом «ближний круг» не должен включать более 15 человек. Именно в такое число контактов (можно – меньше!) имеет смысл вкладываться. Причем чем эмоционально глубже общение, тем чаще мы будем испытывать состояние счастья и удовлетворенности жизнью. Даже при наличии бесконечного списка неоконченных дел.

И напоследок...

 12.30.55.png

2 в 12.13.33.png

Комментарии

Пока нет ни одного комментария

Оставить комментарий

Вы можете (в том числе через социальные сети) или оставить комментарий как гость.

Комментарии проверяются модератором. Их появление на сайте может занять некоторое время.

Защита от автоматических сообщений

Похожие статьи